Самый загадочный сайт о блондинках и натуралистах

Suhovblond - сайт Аркадия Сухова

Реклама. Хорошо ловится рыбка бананка!

На главную страницу>> Обратно в раздел "Интересное и разное" >>


Новелла Селинджера "Хорошо ловится рыбка бананка" стала праздником души для поклонников психоанализа. Такое же пристальное внимание ей должны уделить и современные рекламисты.

Новелла рассказывает о самоубийстве молодого человека Симора, вернувшегося с фронта. В. Руднев в одной из своих статей, вошедших в "Словарь культуры XX века" анализирует фаллические символы вошедшие в эту новеллу. Он отмечает, что мотив "ног" (субститут половых органов у фрейдистов) в рассказе поистине навязчив - в коротком рассказе это слово встречается около двадцати раз. Еще одним фаллическим символом здесь выступает рыбка бананка, сказку о которой Симор рассказал на пляже трехлетней девочке Сибилле. Рыбка забралась в банановую пещеру под водой, объелась бананов и умерла. Эту сказку Руднев трактует как притчу о сексе, который чреват смертью, о вечном единстве эроса и танатоса.

Что же, в последнее время рекламисты всего мира активно разводят рыбку бананку в банановых пещерах. Использование эротических символов в рекламе становится не менее навязчивым, чем в специализированной литературе. Потребители рекламы выступают в роли полигона для испытаний новой психико-эротической боеголовки оружия массового поражения. Если проанализировать рекламные ролики, идущие по центральному телевидению, то можно будет увидеть некую скудность эротических сюжетов, не идущую ни в какое сравнение с их общим количеством. Рассмотрим три наиболее распространенных.

Сюжет 1 ТОВАР-ЛЮБОВНИК

Вспомним старый ролик Denim "Tornado", рекламирующий лосьон после бритья auto shave. Тот самый ролик, где в финале мужчина останавливает соблазнительную женскую руку, расстегивающую его рубашку. Проследить логический ряд не трудно. Воспользовавшись Денимом, мужчина совершает половой акт с этим лосьоном, после чего ему уже не нужна реальная женщина. Товар "женщина" всегда лучше, чем реальная женщина. Ролик пива "Бочкарев". Вы помните, "лучше пиво в руке, чем девица вдалеке". Чем лучше? Ролик seven-up. Мужчина как бы прыгает в стакан с севен-апом. Женщина иссушает бокал и лишь провожает взглядом реального мужчину. Соитие с севенапом совершенно. Следует отметить, что реклама seven-up с самого момента появления на российских экранах эксплуатирует именно эротическую символику. Ролик, где мальчик наблюдает за девушками в окнах противоположного дома, сплетает канву "товара-любовника и соглядатая".

Сюжет 2 СОГЛЯДАТАЙ

В китайской культуре для этого есть даже специальный термин "чунь гун ту", на таких картинках часто изображались любовные сцены, за которыми кто-то наблюдает. Ролик кока-колы, относительно недавно появившийся на центральных каналах. Краткий пересказ - они на пляже, где случайно пьют кока-колу из одной бутылки. Затем оставшуюся бутылку мужчина отдает девушке и с волнением наблюдает за тем, как она ее опорожняет. В продолжение кока-колы плакат с лозунгом "Жажда маленьких наслаждений", где демонстрируется бутылка кока-колы, точно повторяющая линию горла молодой женщины. Как говорится, комментарии излишни.

Сюжет 3 ТОВАР-ПРОВОКАТОР

Товар, который выступает в роли провокатора секса, очень часто близко связан с детородными органами, чтобы выступать в роли двух первых сюжетов. Например, тампоны или колготки. Но в последнее время это и жевательная резинка, автомобиль и даже стиральная машина.

Сюжеты тесно переплетаются, создавая и погружая ЦА в некий микст эротических фантазий. Глаз специалиста выхватывает фаллические и гименистические символы, с радостным криком "Ага!". Еще Макмарра установил, что авторучки - символ мужского тела, а Дихтер - что автомашина - символ любовницы. Кричать с ними в один голос можно, но бесполезно. Если эротика в рекламе работает - она в рекламе будет. Не так страшен секс как его малюют. Но насторожиться можно. Нам предлагается некая картинка, которая должна стать общим пунктиком, некий имидж человека, на который субъект должен отреагировать, как пресловутая "собака Павлова", абсолютным рефлексом. Это и голливудские стандарты, "девушка с кока-колой", мальчики "Кельвина Кляйна". Тот, кто не продемонстрировал рефлекс на рекламный образ уже может считать себя извращенцем. А эрос - это прежде всего завоевание культуры, но его место не только на страницах книг или на картинах, но и в психике каждого человека, а от того богатство его образов возрастает до величины 6 миллиардов.

Эрос - как философское понятие, скорее всего, един и устойчив, он трактуется философами как "жажда к жизни". А вот эротические образы не только разнятся в разных культурах, но и подвержены изменениям во времени. Например, курящий мужчина, по исследованиям института Гэллапа, считается более сексуальным у 46% процентов европеек, а ведь можно вспомнить, когда Европа совсем не знала табачной продукции. Культурное событие (завоз табака) повлекло за собой и эротическое событие (появление нового эротического образа). Большое влияние на эволюцию эроса оказало развитие современных массовых коммуникаций, мир объединяется - становятся общими и многие эротические образы. Как отмечает немецкий политолог Н.Больц, "вследствие того, что наши знания о реальности опосредованы СМИ, стало бессмысленным отличать отображение от отображенного явления... То, что реально происходит, становится общественным событием только через свое медиальное отображение". Так трактуются нам многие эротические образцы

Рекламисты, в последнее время претендующие на свое место в искусстве, должны понять что "эротично" - это не механистическая модель, а очень органичная и пластичная система, которая требует детального изучения психики человека неразрывно с ее культурной средой. Выражаясь простым языком, женщина в красном платье не всегда сексуальнее, чем в синем. Многое зависит от того, кто на нее смотрит.

"Когда плотик выпрямился, она (Сибилла) отвела со лба прилипшую мокрую прядку и заявила: - А я ее видела! - Кого, радость моя? - Рыбку-бананку. - Не может быть! -- сказал ее спутник. -- А у нее были во рту бананы? - Да, -- сказала Сибилла. -- Шесть."

 

На главную страницу>> Обратно в раздел "Интересное и разное" >>

По вопросам размещения ссылок, объявлений, баннеров, рекламы на сайте пишите на suhovblond@mail.ru

Rambler's Top100 CGI-BIN.Ru Counter MAFIA's Top100 be number one

© Аркадий Сухов. 2002 г.

Hosted by uCoz